Составление карты рынка труда — ключевой этап сегментирования компании как работодателя. Карта рынка труда представляет собой перечень ключевых игроков на отраслевом рынке, классификацию профильных специалистов, потенциальных кандидатов на вакантные должности, компании или регионы-доноры рабочей силы, уровень доходов специалистов с заданным набором компетенций.
Рассмотрим причины, когда вам необходимо составление индивидуальной карты рынка труда.
1. Вы производите уникальный продукт
Развивая узкопрофильный, уникальный бизнес, вы всегда будете сталкиваться с задачей привлечения и удержания квалифицированных специалистов.
Если у вас, предположим, производство сыров, вам нужны специалисты, знающие технологию и умеющие работать на закупленном вами передовом оборудовании. Где искать таких сотрудников? Сколько им платить? И решали ли они раньше задачи, подобные вашей? Составляем индивидуальную карту рынка, выявляем известные и малоизвестные бизнесы схожего профиля, оцениваем компетенции специалистов необходимого уровня, выявляем уровень дохода. В итоге перед вами инструмент для принятия решений о том, что выгоднее для бизнеса: затратить время и обучить своих специалистов или вложиться в релокацию и оплату труда состоявшегося профессионала.
Пример: Инжиниринговый центр в Пермском крае долгое время не мог закрыть позицию главного конструктора. Бизнес работал на грани рентабельности, недополучая прибыль по приостановленным проектам. Среди прочих факторов было принято решение составить карту рынка труда машиностроительной отрасли региона. Мы проанализировали схожие по численности и реализуемым проектам бизнесы, оценили уровни заработных плат ТОП-менеджеров на таких предприятиях. По результатам стало понятно, что: а) такие специалисты в регионе есть и б) уровень их дохода выше предлагаемого компанией на 50%. Сопоставив цифры недополучаемой прибыли и необходимого уровня корректировки ФОТ (за год сумма составила 960.000 рублей), наш Заказчик смог принять взвешенное решение и усилить свою управленческую команду опытным профессионалом.
2. Ваша компания планирует выход на новые рынки
Вам хорошо известна стоимость персонала (уровни заработных плат) в своём городе, а вот удастся ли с этими же затратами развивать бизнес в других регионах? Карта рынка труда сделает бизнес-план по выходу на новый рынок более достоверным.
Пример: Компания А из Екатеринбурга планирует открытие представительства в Тюмени, основные затраты – это затраты на персонал. На первом этапе составляем карту зарплат тюменских специалистов, решавших аналогичные задачи по открытию офиса и набору команды. На втором – оцениваем ФОТ будущей команды, менеджеров по продажам. Получаем четкий план вложений в представительство на начальном этапе, а также инструмент контроля эффективности нового руководителя и уверенность в конкурентоспособности предлагаемых заработных плат
3. Все решения, а уж тем более в управлении человеческими ресурсами, вы принимаете на основе четкого анализа и достоверных цифр
Базисом для удержания персонала является адекватная рынку заработная плата сотрудников. Как излишняя экономия на ФОТ, так и слишком раздутые бюджеты ведут к большим экономическим потерям бизнеса.
Пример: крупная FMCG компания. Бизнес в 40 городах РФ. Штат торговых представителей – 200 человек. Регулярно, перед составлением ФОТ на следующий год, компания заказывает срез по уровню заработных плат торговых представителей в каждом из городов присутствия. Своевременная корректировка бюджета, например сокращение окладной части на 500 рублей, даёт годовую экономию в 1.200.000 рублей. Обратная ситуация при зарплатах ниже рынка, может привести к многомиллионным убыткам из-за недоукомплектованности штата и невыполнения плана продаж.
4. Рынок труда в вашей отрасли или регионе ограничен
В условиях жесткой конкуренции за трудовые ресурсы, вам нужно понимать, за счет чего удерживать персонал, снижать текучесть и привлекать новых специалистов.
Пример: федеральная компания пищевой отрасли. Три производственные площадки в разных регионах страны. Помимо общих обзоров заработных плат, ежегодно заказывает карту регионального рынка труда пищевой отрасли по уровню проводимой индексации заработных плат. Получаемая информация является одним из факторов корректировки кадровой политики предприятия, помогает поддерживать бренд работодателя на высоком уровне.
5. Вы знаете цену своему времени
Знание рынка труда и уровня заработных плат – одна из обязательных компетенций менеджера по персоналу. Обязательная, но не единственная. Сбор данных и проработка первичной информации с рынка труда отнимает много времени, требует определённых методик анализа и составления отчетов. Помимо прямых затрат рабочего времени, есть скрытые затраты в виде отложенных, нерешенных вопросов по другим направлениям (подбор персонала на другие проекты, реализация программы развития персонала, автоматизация кадрового учета и т.д. и т.п.).
Эффективно будет делегировать подготовку необходимой для принятия решений информации профильным специалистам. Зачастую это внешние провайдеры, специализирующиеся на изучении рынка труда, хорошо знающие «топографические особенности» составления карт рынка труда, владеющие различной отраслевой экспертизой.
Посмотреть примеры реализованных проектов и обсудить возможность составления индивидуальной карты рынка труда для вашего бизнеса можно здесь: отраслевые обзоры заработных плат
Что еще почитать по теме «Рынок труда»:
- Сколько зарабатывают на уральских заводах
- Достаточно ли работнику только зарплаты?
- Что выбрать: бренд или деньги?