Корпоративная модель компетенций – удобный инструмент для всех «пользователей» — руководителей, сотрудников, hr-специалистов. Особенно в свете актуальной сегодня задачи повышения эффективности персонала.
1 парадокс: Очень удобная вещь – не пользуемся.
Корпоративная модель компетенций – удобный инструмент для всех «пользователей» — руководителей, сотрудников, hr-специалистов. Особенно в свете актуальной сегодня задачи повышения эффективности персонала.
Сформулированные компетенции подсказывают, куда прилагать усилия, где рычаг. Например, среди корпоративных компетенций есть «Клиенториентированность», как внимательное отношение и реакцию на потребности внутренних и внешних клиентов. Оценка компетенций покажет нам, какие именно поведенческие проявления в этой компетенции у сотрудников недостаточно развиты. Это позволит развитие сотрудников сделать адресным, выстроив программу обучающих действий конкретно под усиление именно этих навыков. Возможно, не нужно в который раз проводить семинар по всей технологии работы с клиентом, а проработать один блок (выявление потребностей, умение задавать уточняющие вопросы). И сразу сбоев будет меньше, а результативность выше.
Вопрос: «Что препятствует более широкому внедрению моделей компетенций в практику компаний?»
Наблюдения по итогам 12-летней работы в этой теме — «взаимоотношения» российских компаний и моделей компетенций находятся в одном из четырех возможных состояниях:
- Идеальное – корпоративная модель компетенций разработана, внедрена, регулярно используется как основа системной работы с персоналом на всех уровнях.
- Предстартовое — компания созрела, есть намерение разработать/внедрить модель компетенций. Но, не знаем с чего начать или по какому варианту внедрения пойти (их несколько).
- «Запаслись» — модель компетенций прописана, красиво оформлена, но так случилось, что на этом все и остановилось. Причины разные, факт один – есть в хозяйстве хорошая вещь, не знаем, как использовать.
- Для посвященных — модель компетенций есть, вполне рабочая, но ее активно пользуют только специалисты службы персонала – при найме/отборе сотрудников, в отдельных оценочных мероприятиях, возможно при аттестации, планировании обучения. Сотрудники и их руководители знают о ее наличии, но убеждены, что это что-то очень специфическое, не для общего пользования.
Про идеальное состояние говорить не будем, такие компании нам полезны как примеры для изучения и подражания. А вот про три остальных предлагаю поговорить. В следующих частях цикла «Парадоксы модели компетенций».