В 2016 году мы совместно с Еленой Казанцевой, директором школы искусств для взрослых АРТЕ, задумали «Пять уроков любви к жизни». Одна из встреч была посвящена вопросам воспитания. Я решила сама провести эту встречу, вспомнить свой опыт как психолога и мамы.
Надеюсь, эти заметки будут полезны тем, кто уже стал родителем. И будущим мамам и папам.
Девять шагов воспитания
Шаг 1. Определиться с целью воспитания.
«В чем задача родителя?» — с этого вопроса мы начали встречу. Варианты участников: «Помочь ребёнку стать собой». «Стать успешным». «Раскрыть талант и обрести Дело». «Быть счастливым». «Любить и быть любимым». Подумайте и Вы над своей целью.
Шаг 2. Расстаться с тремя Большими Иллюзиями. И лучше сразу.
Иллюзия первая «Я смогу сделать своего ребёнка абсолютно счастливым». Или оградить его от всех неприятностей, психологических травм. Не сможем. Психологическая травма — это неизбежность. Сам процесс рождения, отлучение от груди, разлука с мамой в детском саду и т.д., все это к сожалению будет причиной страхов и неуверенности в некоторых ситуациях. Поэтому абсолютно счастливое детство и отсутствие огорчений — недостижимо.
Иллюзия вторая «Я смогу оградить ребёнка от негативного влияния своей семьи». Родственников, чье поведение осуждается, или чьи ценности, образ жизни мы не одобряем. Не получится. Ребёнок неразрывно связан со всей родовой системой. И только наше принятие всех членов семьи с их достоинствами и недостатками, действительно поможет оградить от ребенка от негативных сценариев.
Иллюзия третья «Мой ребёнок оправдает мои ожидания». Не оправдает. В утешение хочу привести слова Януша Корчака «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».
Шаг 3. Какие качества развиваемы, а где не стоит обнадеживать себя и перегружать ребёнка?
Здесь нам нужно вспомнить о типе темперамента, как физиологической предрасположенности к активности, общительности, скорости усвоения информации. Не стоит ожидать от ребёнка с флегматическим типом темперамента удовольствия от публичности, как от сангвиника. И наоборот, усидчивости от второго. Здесь самое главное — принятие индивидуальности ребёнка. И это не означает, что ребёнок не будет успешен в жизни. Но об этом чуть позже.
Шаг 4. От 0 до 7. Возрастные закономерности.
Первые три года жизни ребёнка — это титаническая работа по освоению движения, речи. Осознания себя человеком и конкретно мальчиком или девочкой. Это первый шаг в самостоятельную жизнь, начало формирования характера. Никогда больше в своей жизни мы не сделаем такой прорыв! Задача родителя — создать такие условия, в которых ребёнок прочувствует «Мир открыт для меня!» Чтобы заложить основу под успешное обучение, раскрытие таланта, родители должны дать возможность ребёнку исследовать мир через все каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический (телесно — чувствительный).
Об этом Вы можете узнать больше в исследованиях Монтессори и вальфдорской педагогики.
Важно помнить, что в этот период ребёнок познает мир через игру. Одна из самых распространенных ошибок родителей в этом возрасте, когда ребёнка лишают детства, заполняя все время занятиями.
Именно игра развивает воображение, интеллект, и дает основу для дальнейшего развития способностей к обучению и раскрытию талантов. А из дополнительных занятий полезнее всего музыка (узнать об этом больше можно от Михаил Казиник).
Привычки ребенка в этом возрасте формируются через подражание. Поэтому если Вы хотите чему-то научить ребёнка – будьте примером!
Шаг 5. От 7 до 14. Возрастные закономерности.
В этом возрасте, при правильно организованной среде обучения и общения, у ребенка развиваются восемь видов интеллекта. В дальнейшем уровень развития этих интеллектов и их сочетание, определяют способности к профессии. Коротко перечислю виды интеллекта:
- пространственный (профессия архитектора, военные),
- телесно-кинестетический (спортсмены, медики),
- музыкальный,
- лингвистический (журналисты, переводчики),
- межличностный (руководители, дипломаты),
- внутриличностный (психологи),
- натуралистический (профессии связанные с природой, животным миром),
- логико-математический.
Соответственно, в период с 5ти до 14 лет важно предоставить ребёнку возможность развивать способности через различные виды деятельности. И помнить о том, что когда ваш ребёнок проводит свободное от учебы время за гаджетами, в это время он упускает возможности развития сразу нескольких видов интеллекта!
В этом возрасте закладывается очень важное качество личности – воля.
Помочь ребенку мы можем стимулируя «мышление роста». Почувствуйте разницу в словах родителя, когда, например ребенок быстро собрал пазлы:
«Что за умница у меня растет! Ты все умеешь!» (это называется фиксированным мышлением) и «О :)! Это слишком легко для тебя, надо дать тебе более сложный пазл. Ты, оказывается, так быстро всему учишься! Уверен, что и с более сложным, ты хорошо справишься».
Шаг 6. Научите учиться.
Учеба — это ответственность ребёнка. Чем раньше Вы сформируете такое отношение, тем лучше будет и Вам и ему. Пусть выполняет здания сам, как сможет. Помогайте, только если попросит помощи сам. Научите анализировать ошибки и исправлять их.
Один из сложных моментов, который я почувствовала на себе как мама, это когда ребёнок переключается с одного занятия/секции, кружка на другое.
С одной стороны – ему нужно определиться с талантом, а как это сделать, если не пробовать? С другой – есть риск, что начиная и не достигая результата, его волевые качества не сформируются.
И здесь родители делятся на два лагеря.
Первый – идем до конца! До получения диплома в музыкальной школе, кандидата в мастера спорта и т.д. У таких родителей хватает энергии, чтобы ребёнок прошёл этот путь. Другие – «поддаются» смене занятия.
В обоих случаях нет правильного ответа. Если ребенок протестует, Вы можете спросить себя «На сколько баллов, процентов (задайте себе любую другую шкалу), я уверен, что для ребёнка это правильно?».
И если есть сомнения, прислушайтесь к ним. Ведь возможно это ваши амбиции, и талант ребенка не в спорте, а в музыке.
Единственное, что важно при смене занятия, это достижение определённого результата: занимаешься плаванием — дойти до соревнования, музыкой – отчетный концерт. Подвести черту, понять чему научился, чего достиг.
Шаг 7. От 14 до 21. Возрастные закономерности.
Одно семилетие, но разрыв в развитии такой же колоссальный, как и в первом семилетии от 0 до 7.
Ребенок решает сразу несколько важных задач:
- баланс между «мышлением — чувством – волей»; каждый из вас я думаю, помнит свои метания в подростковом возрасте…,
- возможность самоопределения в первом выборе профессионального пути,
- первая и самая сильная влюбленность … .
В этом возрасте на формирование личности ребенка влияют авторитеты. Помогите найти профессионалов, которые любят своё дело и хорошо относятся к детям.
И самое главное – оставайтесь в диалоге с ребенком. Все возможно преодолеть и исправить, если у вас есть контакт. Находите время быть вместе, узнавать что-то новое, радоваться и удивляться.
Шаг 8. Какие ценности Вы заложите в основу воспитания?
Ценности — это основа стиля воспитания и вашего поведения в самых разных ситуациях.
Здесь поможет короткое упражнение. Ответьте на два вопроса:
- За что я благодарен своим родителям? (напишите не менее трех вариантов).
- Что я хочу сделать по-другому в воспитании своего ребенка? (тоже не менее трех ответов). И теперь сформулируйте от трех до пяти принципов, которые будут основой вашего воспитания.
Шаг 9. И помните, что все хорошее начинается с Вас.
Будьте счастливы в профессии, найдите своё Дело. Будьте счастливы в парных отношениях. Это самое лучшее, что Вы можете дать своему ребёнку!