Обучение взрослых. Возврат инвестиций компании

Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.

Понятие образование взрослых (adult education) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Взрослые люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования. Согласно представлениям исследователей этой темы обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это подтверждает китайскую мудрость: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

В развитие этой мысли самое время вспомнить про некоторые свойства нашего мозга, которые подскажут нам как привлечь, обучить и получить пользы от этих знаний взрослых сотрудников компании. 1. Мозг — это комплексная адаптивная система. Одна из самых важных ее особенностей — способность одновременно работать на различных уровнях. Мысли, чувства, фантазии, установки и физиология оказывают друг на друга взаимное влияние. В то же время наша целостная телесно-психическая система взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней информацией. То есть учебные процессы должны учитывать разные аспекты психической деятельности. Правда, такой универсальной пилюли в виде единого метода или техники обучения не существует. Но мы можем внести разнообразие в любую из программ, включив в нее те методики и техники, которые наиболее подойдут для конкретного состава и уровня сотрудников. 2. Человеку свойственно во всем искать смысл. У каждого человека есть потребность интерпретировать и понимать свой опыт и переживания. Поиск смысла важен для нас. Это основной признак того, что психика у нас человеческая. В поиске смысла — основные вопросы: «Кто я?», «Зачем я существую?». По мнению Абрахама Маслоу, поиску смысла подчинены все уровни нашего бытия. Соответственно, все, что касается ответов на эти вопросы, все, что помогает искать смысл жизни, все это имеет право быть в учебных программах для взрослых учеников. 3. Обучение продолжается в течение всей жизни. Развитие мозга происходит на различных уровнях. С одной стороны, каждый ребенок проходит четко установленные периоды развития. В это время он особо восприимчив к той или иной информации и соответственно легко обучаем именно в этой области. С другой стороны, на наш мозг воздействует опыт, который мы получаем в течение жизни. Если для детей и подростков в процессе обучения важно поддерживать желание стать взрослыми и независимыми, то взрослым людям важно получать от обучения удовольствие и чувствовать себя продуктивными членами группы или организации. Поэтому обучение без духовных потребностей будет неэффективно. При формировании учебных программ для взрослых стоит учитывать, что развитие нашего мозга не имеет границ! Мы способны обучаться и понимать новое все время. Мозг в любом возрасте может устанавливать новые связи.

Читайте также:   Сколько зарабатывают на Уральских заводах

Если посмотреть на жизнь человека сквозь призму возрастных закономерностей развития, можно заметить следующее. В первые двадцать – двадцать пять лет жизни преобладающее значение имеет профессиональное обучение, затем в средней фазе жизни (двадцать – сорок лет) помимо продолжающегося профессионального развития, все более осознанно осуществляется путь самопознания или душевного развития, и наконец, в период после сорока лет особенно актуализируется тема смысла бытия, поиска и реализации «лейтмотива» жизни. Не зря говорится «человеку дается двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться и двадцать лет, чтобы становиться мудрым».

Поэтому с уверенностью можно сказать, что создание возможности для самопознания и самосовершенствования ваших сотрудников, особенно руководителей, экономически оправданно. Для этого есть масса примеров мирового масштаба. Например, компания General Mills c 2006 года практикует программы развития руководителей и сотрудников «Внимательное лидерство» (mindful leadership). Основой данных программ является самопознание, творческие упражнения и медитативная работа участников, и результаты программ впечатляют:

  • 80% руководителей отметили, что благодаря программе выросла их способность к принятию оптимальных решений
  • 89% руководителей отметили рост способности слушать других людей.
  • 83% сотрудников, участвовавших в программе, отметили рост личной продуктивности в работе.

Российские компании не так часто, но тоже используют такого вида программы, как в своих корпоративных университетах, так и вовне – принимая для развития своих сотрудников программы консалтинговых компаний всего мира. В этом году такая возможность появилась и у уральских ичаров и руководителей. В марте этого года в Екатеринбурге стартует уникальная модульная программа профессионального и личного развития руководителей, консультантов, бизнес-тренеров «Консалтинг INSIDE. Консалтинг как стиль управления». Это как раз тот случай, когда в одной программе максимально используются все необходимые для качественного и эффективного обучения взрослых методики. В программе выдержан баланс делового и личного контекста, используются арт-кейсы, эвритмия, коучинг, разработка личного проекта и др. Инвестиции в ваших руках :)!

Читайте также:   Когда Бог создал время, он создал его достаточно.