Карьерное консультирование становится одной из важной экспертиз в HR. В компании карьерную технологию используют в двух случаях:
- Когда приходится в силу объективных причин сокращать ключевых сотрудников.
- Когда нужна работа по их удержанию.
На что нужно обратить внимание HR специалисту в беседе при сокращении?
Во-первых,
в случае увольнения сотруднику будет полезна информация о возможностях рынка труда по его специальности: какие вакансии есть в его регионе или других регионах, если он готов на переезд.
Во-вторых,
разговор о желаемом карьерном маршруте и необходимых для этого компетенциях. Это поможет сотруднику определиться с долгосрочными профессиональными целями и планом ближайшего развития – что ему нужно нарастить в первую очередь.
В третьих,
практической пользой будут рекомендации по составлению резюме и прохождению собеседования.
Все это поможет снизить психологическое напряжение сотрудника от профессиональной неопределённости и расстаться с компанией на хорошей ноте, что очень важно для HR-бренда компании.
В случае карьерного консультирования для удержания ценных сотрудников в компании, необходим системный подход, который состоит из структурных «твердых» и процессных «мягких» аспектов.
Четыре структурных аспекта:
- Наличие долгосрочных целей бизнеса.
- Требования к должностям.
- Система оценки компетенций и вклада сотрудника в бизнес.
- Карьерные маршруты* и правила перехода.
*Карьерные маршруты – документ, описывающий оптимальные горизонтальные и вертикальные карьерные перемещения. Позволяет выстроить стройную модель карьерного планирования в Компании
Три процессных аспекта – условия для реализации карьерных маршрутов:
- Гибкость организационной структуры — возможность для карьерных переходов, которые могут появляться в процессе диалога с сотрудником как новый функционал или должность.
- Поддержка сотрудника в его развитии со стороны непосредственного руководителя. Встречается, что руководитель осознанно или нет тормозит сотрудника в его желании развиваться из-за страха конкуренции или того, что сотрудник уйдет, и придется нанимать и адаптировать новичка.
- Проактивная позиция сотрудника – он должен сам драйвить свой карьерный процесс.
- Например, интересоваться какие карьерные маршруты в компании есть и правила перехода: движение по карьерной лестнице возможно только последовательно или можно перепрыгнуть одну-две ступени? Попросить у HR оценку своих существующих компетенций для включения в кадровый резерв или программу обучения. Быть открытым, вести диалог о своих перспективах со своим руководителем, ментором, HR.
Хочу обратить внимание HR-специалистов и руководителей на то, что своевременный разговор с сотрудником о его карьере помогает преодолеть профессиональное выгорание, увидеть новые возможности развития в компании. А для самой компании это возможность не только сохранить профессионала, но и получить ценную обратную связь и бизнес-идеи.
На основе моей шестилетней практики как карьерного консультанта,
- 13% нашли себя в другой профессии.
- 37% остались в профессии, но сменили компанию.
- 50% людей, обратившихся ко мне за карьерной консультацией, остались в компании, изменив условия или карьерный маршрут.
Мы видим, что 87% сотрудников после карьерного консультирования остаются в профессии. Для них профессиональное развитие важнее, чем смена работодателя. Таким образом, у вас, как внутреннего карьерного консультанта, есть хорошее поле возможностей для удержания ценных сотрудников в компании.
Дина Ушакова
- Консультант по организационному развитию,
- Бизнес-тренер, коуч, карьерный консультант,
- Член международной ассоциации консультантов ASD,
- Директор АПРАЙТ-Корпоративные решения
- Сайт по карьерному консультированию
- ushakova@aprait.ru