Как отдать ответственность, чтобы её захотели взять?

Ответственность сотрудников – это подводный риф, о который регулярно разбиваются амбициозные планы, инновации и проекты изменений. Это то, чего остро не хватает практически каждому руководителю, и что невозможно быстро вырастить или купить.

Отсутствием ответственности сегодня более не только российский, но и европейский и американский рынки труда. У всех на это свои причины.

Так, по мнению авторов книги «Принцип Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность» в Америке сформировалась привычка оправдывать свою болезненную страсть к покупкам, сексуальной зависимости, привычках к неправильному питанию, алкоголизме, жестоком обращении с ребенком, рабочей рутине неблагополучным детством, при этом границы неблагополучия широки и охватывают 96% американцев.

В России мы наблюдаем позднее взросление молодежи и как следствие, незрелую ответственность. На это влияет несколько факторов. С одной стороны, как и в Европе, развивается экономика и улучшаются условия жизни. У молодых людей появляется больше возможностей для обучения, путешествий, развлечений и т.п. Уменьшается количество детей в семье, родителями становятся в осознанном возрасте, обратная сторона этого — растет гиперопека, желание оградить ребенка от ответственности. Кроме того, у нас еще есть остаточная идеология что кто-то: государство, начальник, должны о нас позаботиться.

Но если мы описываем ответственность как «личный выбор человека в любых обстоятельствах сохранять причастность и делать все необходимое для достижения желаемых результатов»*, то мы вправе ожидать ответственности от каждого сотрудника на своем рабочем месте. И по факту, сотрудники способны брать ответственность за анализ ситуации, постановку целей, планирование, контроль и анализ результатов, основываясь на своих собственных профессиональных компетенциях. Но почему же тогда ответственность, это редкая удача, о которой пишут авторы бизнес-бестселлеров?

Дело в том, что ответственность невозможно дать, ее можно только взять. И многие руководители правы, когда говорят: «Сотрудникам просто удобно не думать самим, а ждать чтобы им сказали, что и как делать». Но на базовом уровне ответственность есть у каждого человека (мы не берем психические отклонения). Один из примеров – чувство самосохранения, как ответственность перед самим собой за поддержание жизни в своем организме.

Читайте также:   Интегральное лидерство

Хорошо, если сотрудник способен взять на себя ответственность, то почему он ее не берет?

И здесь мы подходим к самому главному – чтобы взять, нужно чтобы другой отпустил, доверил и доверился. Без этого ничего не получится. Будет иллюзия делегирования, вовлечения, и через некоторое время руководитель скажет «ну все, поиграли в демократию/холократию/бирюзу, список можно продолжить… И хватит!».

Если вы действительно хотите ответственности сотрудников на их рабочем месте, будьте готовы:

  • менять свои привычки, работать со своими убеждениями,
  • создавать условия для проявления инициативы сотрудников,
  • задавать вопросы и не давать решения,
  • направлять и поддерживать,
  • быть последовательным, соблюдать договоренности, сроки встреч, взятые на себя обязательства,
  • вовремя благодарить и давать развивающую обратную связь.

И самое главное — быть ответственным за все, что говоришь, и делать все, чтобы оставаться примером для подражания.

*Принцип Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность. Авторы: Роджер Коннорс, Крейг Хикман, Том Смит

Дина Ушакова, октябрь 2018