Интегральное лидерство

В последнее время становится все более популярным подвергать сомнениям целесообразность иерархии в организациях. Действительно, традиционному вертикальному лидерству нужно двигаться больше в направлении горизонтального мышления и действия, для того чтобы обеспечивать устойчивость организации перед лицом внешних и внутренних вызовов. Руководители и сотрудники (профессионалы) существуют в реальности вертикального и горизонтального пространств.

Ханс Руийс, Виндиш, Швейцария.

*Получил образование в Голландии и Великобритании. Сертифицированный тренер SDi (Spiral Dynamics) из Швейцарии, который адаптирует эту модель и обучает руководителей и сотрудников во многих организациях в промышленности, финансах, образовании, здравоохранении и безопасности.&

Ханс много лет работал топ-менеджером в сфере здравоохранения и руководил развитием персонала в банковском секторе.

В течение 20 лет занимается обучением бизнес тренеров, руководителей и консультантов по развитию организации в Бразилии, Германии, Швейцарии, Голландии, России и Италии.

Своей работой он вдохновляет многих людей, живущих в различных культурных и жизненных условиях, найти свои собственные дальнейшие пути личного и профессионального развития.

В последнее время становится все более популярным подвергать сомнениям целесообразность иерархии в организациях. Действительно, традиционному вертикальному лидерству нужно двигаться больше в направлении горизонтального мышления и действия, для того чтобы обеспечивать устойчивость организации перед лицом внешних и внутренних вызовов. Руководители и сотрудники (профессионалы) существуют в реальности вертикального и горизонтального пространств.

Само устройство вертикального пространства транслирует защищенность, используя четкие структуры и системы. Оно направлено внутрь и обеспечивает стабильность и порядок. Стратегическое планирование, всестороннее и глубокое понимание задач, сопровождаемое описанием функций, дает представление о том, кто и за что отвечает. Выстраивание процессов планирования и контроля помогает обеспечить соблюдение бюджетов.

Слишком односторонний акцент на вертикальном пространстве означает, что руководство увеличивает давление и передает его далее по иерархии, пока оно, в конечном итоге, не спустится на сотрудников. Делается это в надежде достичь желаемых результатов. При необходимости, вертикаль может насаждаться директивными методами.

Это означает, что сотрудники все сильнее и сильнее испытывают недостаток необходимого единения и довольствуются лишь выполнением своей работы в соответствии с предписаниями.

Читайте также:   Забытый мотив или старая песня о главном

Руководители, которые находятся лишь в вертикальном пространстве, теряют связь с потребностями клиентов и своими сотрудниками, и в результате распространяют вокруг себя разочарование и неудовлетворенность.

В горизонтальном пространстве, профессионалы, работающие в организации, развивают собственную инициативу и берут на себя ответственность за свой персональный вклад в совместное дело, не упуская при этом из виду общую цель. Для этого требуется согласование своих действий с коллегами, способность организовать собственный рабочий процесс и глубокое понимание сути общего процесса.

Сотрудники организации соотносят свою деятельность с качеством продуктов и услуг и отношениями с клиентами. Они выстраивают эффективные и взаимосвязанные рабочие процессы.

Они понимают, что зависят друг от друга, культивируют уважительное отношение в коллективе и готовы содействовать личному и профессиональному развитию коллег. Для этого необходим прямой и открытый диалог, в котором критическая обратная связь воспринимается не как нечто враждебное, а как стимул для внутренней рефлексии.

Люди чувствуют связь с миссией организации и командой, в которой они работают. Любознательность по отношению к обновлению гармонирует с желанием учиться. Люди видят смысл в том, что они делают. Они берут на себя роль лидера по отношению к самим себе и ответственность за дальнейшее развитие своей организации. Таким образом, лидерство распределяется между несколькими представителями сообщества и уже не базируется лишь на иерархии.

Необходимо установление связующего диалога внутри как вертикального, так и горизонтального пространств, диалога, объединяющего всех, вовлеченных в рабочие процессы лиц, независимо от соответствующих уровней иерархии (руководителей организации, руководителей среднего звена, сотрудников). Цель должна состоять в том, чтобы выстроить активный диалог, выходящий за пределы отделов и иерархии, даже за пределы самой организации и включающий клиентов, поставщиков и других заинтересованных лиц в окружающем мире.

Если в этом преуспеть….

  • Люди будут проявлять себя в субъективных представлениях, личных описаниях и посылах.
  • Будут подниматься вопросы, помогающие выработать общее понимание. Известно, что реальность проявляется в глазах смотрящего и интерпретации могут возникать только в открытом взаимообмене
  • Наиболее важные вопросы личностного развития будут прорабатываются и решаются с помощью друг друга.
  • Появится уверенность и доверие к тому, что творческие процессы рождают подходящие решения.
  • Критика и возражения будут приветствоваться и восприниматься как созидательная сила, направляющая дальнейшее развитие.
Читайте также:   Ассессмент центр

Интегральное понимание лидерства объединяет необходимые условия и качества обоих пространств. Оно обеспечивает стабильные, клиентоориентированные и оптимизированные для сотрудников процессы и способствует развитию активного связующего диалога между всеми вовлеченными сторонами; диалога, выходящего за пределы областей, иерархических уровней и границ организации.

Интегральное лидерство учитывает историю организации, вдохновляет и побуждает к выполнению проактивных действий, ориентированных на перспективу, а не к реакции на происходящие изменения.

Таким образом, организация становится живым сообществом, наполненным смыслом и приносящим пользу на экономическом и социальном уровне.

Аспекты интегрального лидерства

  • Фокус на потребностях и ожиданиях клиента и общества
  • Понимание организаций как холистических и динамических систем
  • Определение курса процессов обновления в организациях
  • Понимание, как люди в мире работы могут выстраивать сотрудничество, наполненное смыслом
  • Выстраивание здоровых внутренних и межорганизационных клиенториентированных процессов
  • Принятие роли лидера по отношению к самому себе, рефлексия над собственным поведением и способность признать другие точки зрения.
  • Развитие благодарного отношения, единения с самим собой и чуткости к собственным самочувствию и ограничениям.
  • Приобретение внутренней уверенности, помогающей справляться c ежедневно возникающими вызовами, держать в фокусе цель организации и оставаться в контакте с сообществом.
  • Достижение подлинного присутствия за счет самоуважения, чтобы замечать, поощрять и ценить сильные стороны и компетенции других людей.
  • Познание себя и тем самым высвобождение множества скрытых, невидимых и неизведанных ресурсов.
  • Знание того, какие ценности и убеждения значимы для дальнейшего развития, для того, чтобы определить собственные дальнейшие шаги.
  • Приобретение знаний о себе, объединяющих свою собственную биографию с биоргафией других и биографией организации.
  • Практика лидерских навыков: коучинга, вмешательства, вдохновения, контроля и интеграции.