Биографический метод в построении карьеры

Построение карьеры — для многих людей процесс долгий, трудоемкий и очень серьезный, но есть способы, которые позволяют сделать это быстро и легко, а главное, интересно. Самый подходящий для этого вариант — биографический метод, т.е. анализ своей жизни по семилетним циклам. Метод позволяет найти ресурсы в своем детстве, в своих самых заветных мечтах и на основании этого осознанно построить план своей карьеры.

Иерархия потребностей Маслоу, мотивационные тесты, составление профессионального плана развития, наставничество, стажировки — эти и массу других полезных инструментов для построения карьеры изобрело и использует в последние десятилетия человечество. Успешно ли? На наш взгляд, успешность любой технологии, любого способа или метода определяется не только частотой использования в реальной жизни, но и его объективностью. Особенно важно изучить и использовать разные способы* и инструменты построения карьеры В организации при построении карьеры традиционно применяется оценка сотрудника в соответствии с требованиями компании к существующим позициям. Такой подход приносит ожидаемые результаты, но не позволяет заглянуть в «черный ящик», открыть принципиально новое в человеке и через это — новые возможности для компании. Помочь в такой ситуации может биографический метод — анализ жизненного пути человека.

Что такое человеческая жизнь? Является ли она цепью случайностей, или все в ней предопределено? Зачем мы живем, есть ли смысл в том, что с нами происходит, в наших страданиях и победах? Как меняется смысл жизни с возрастом? Можно ли изменить что-то в своем прошлом или хотя бы в своем отношении к нему? Какой возрастной период является благоприятным для новых начинаний? Каждый человек когда-нибудь задумывается над подобными вопросами и ищет на них ответы. Биографический метод помогает это сделать.

Абсолютное большинство людей в определенном возрасте оглядываются на прожитую ими жизнь. Такой обзор, систематизированный, дополненный описанием возрастных особенностей человека и упражнениями, и называется биографическим методом. Проведение биографической работы в группе позволяет шагнуть далеко вперед — взглянуть на свою жизнь по-новому, увидеть ее как целостную панораму, расставить ориентиры и цели на будущее. Основной целью в любом случае является самопознание — открытие себя для других и собственного восприятия.

«Отлично! Прекрасный способ саморазвития, но как это относится к построению карьеры?» — скажете вы. Дело в том, что построение карьеры — это в первую очередь работа с собой и над собой, со своими сильными сторонами и зонами роста. Эта работа осуществляется благодаря пониманию своих возможностей как руководителя, или умения профессионально развиваться, перемещаясь «по горизонтали», или навыков свободного агента, работающего в компании на проектной основе.

Хорошо, если вам меньше 30, тогда биографический метод поможет вам осознанно и эффективно выстраивать свою личную и профессиональную жизнь, но любой возраст имеет свои плюсы. На этом и базируется биографический анализ семилетних циклов. Возьмем три отрезка жизни любого человека:

1) период с рождения до 21 года, т.е. первые три семилетия жизни — это время телесно-физического развития, и его можно назвать фазой подготовки к осознанной жизни; в это время мы еще мало участвуем в строительстве своей судьбы, т.к. получаем ее в большей степени из нашего прошлого и от окружения;

2) период 21–42 лет представляет собой время душевного развития; в этой фазе перед каждым человеком стоит задача самовоспитания, т.к. это период осознания ответственности за последствия своих действий, слов и решений;

3) период 42–63 лет является временем духовного развития человека. В это время он видит плоды своей жизни. «Взрослеют» и его цели — от личных и ориентированных на окружение целей человек все в большей степени начинает стремиться к высоким общечеловеческим идеалам. Как говорилось в одном известном фильме: «В 40 лет жизнь только начинается».

О. Журкевич: С биографическим методом исследования собственной жизни и построения карьеры я познакомилась несколько лет назад. Миссия компании «Апрайт» с момента создания звучит так: «Развитие компании через развитие людей». Сейчас, когда компания вышла на новый уровень развития, мы решили использовать все стадии развития человека в работе с клиентами, т.е. работать со всеми возрастами. Начали мы с детских и подростковых проектов. Этим летом, в частности, будет организован наш первый подростковый бизнес-лагерь и первый творческий детский проект. На эти проекты мы приглашаем детей корпоративных клиентов — это принципиальный момент. Примечательно, что все больше наших клиентов осознают важность работы с детьми — собственными и своих сотрудников, важность подготовки нового общества, потенциальных перспективных сотрудников для этих же компаний. Если вспомнить о предстоящей демографической яме, то станет очевидно, что этот вопрос более чем актуален.

Читайте также:   5 причин составить индивидуальную карту рынка труда

Что особенного в работе с подростками? С 7 до 14 лет происходит развитие так называемых ритмических органов, т.е. органов дыхания и кровообращения. Эти органы — носители чувств. Их развитие позволяет маленькому человеку учиться различать красивое и безобразное, хорошее и дурное, и в этой фазе ребенок учится благодаря авторитету, поэтому сильное влияние на человека оказывает поведение близких. Именно в это время формируются правила поведения и привычки нашей собственной жизни в будущем. В этот период три атрибута нашей души — мышление, чувство и воля — как бы оторваны друг от друга, поэтому одни подростки погружаются в философские мечты, другие приходят к вере, третьи становятся агрессивными.

Программа бизнес-лагеря призвана максимально учесть эти особенности и решить соответствующие задачи: развить творческие наклонности, утвердить ребенка в мысли, что мир прекрасен, научить маленького человека делать выводы, анализировать, обращать внимание на детали, а главное — научить соединять мышление, чувства и волю в единый процесс. Для этого в программе много творческих и активных заданий, длительных логических процессов, краткосрочных кейсов. Подросток получает возможность задуматься над вопросами: «Кто я?», «Что представляют собой люди вокруг?», «Почему этот человек для меня авторитет?»

К этому же периоду относятся наши уникальные студенческие проекты. Они затрагивают возраст с 14 до 21, иногда и до 25 лет. С вузами мы начали работать по запросу корпоративных клиентов. В качестве примера хочу привести самый крупный и интересный студенческий проект — Tele2. Management Challenge. Вместе с компанией Tele2 и международной студенческой ассоциацией AISEC мы разработали модульный курс по основным управленческим блокам (маркетинг, финансы, команда, карьерные технологии, лидерство и т.д.), без знания которых любому руководителю придется трудно. Это был не просто теоретический курс — это, по сути, была долгосрочная деловая игра на конкурсной основе. Команды студентов четвертых и пятых курсов крупнейших вузов из регионов собрались на однодневный тренинг на заданную тему, на тренинге соревновались, защищали проекты, обращали на себя внимание экспертов из числа потенциальных работодателей, придумывали новые виды бизнеса и т.д. По итогам двух подобных проектов 30% выпускников были трудоустроены, большинство решили, чем будут заниматься после вуза, все внесли неоценимый вклад в собственное развитие и повысили свою стоимость на рынке труда.

Д. Ушакова: Возраст от 14 до 21 включает большой событийный ряд. В этом возрасте мы заканчиваем школу, получаем высшее или средне-специальное образование, первый опыт работы. Мы взрослеем, проживаем первую любовь, кто-то уже успевает создать семью и даже стать родителем. Это еще и время первого осознания своих ценностей, в большей степени тех, которые привиты нам близкими и окружением. В карьерном плане это время осмысления своего профессионального интереса.

Для большинства это время проб и ошибок. Безусловно, есть исключения: кто-то уже в школе твердо понимает, что будет врачом, юристом, художником, и целенаправленно выбирает вуз, работу, окружение, но большинство из нас ориентируются на семейные советы, рекомендации друзей или на опыт значимых для нас персон. Если компания предоставляет студентам возможность пройти стажировку как можно раньше, например с третьего курса, организует карьерные консультации по дальнейшему самоопределению, то для студента высока вероятность встретить свою «первую настоящую» компанию, а для организации — найти «своего» сотрудника.

Период с 21 до 42 лет я бы разделила на несколько подпериодов. Подпериод с 21 до 28 лет — это время получения серьезного опыта работы, время выводов и экспериментов. В этот период нормально вдруг осознать, что вы пошли учиться «не туда», а работа, которую вы так хотели заполучить, не для вас, нормально захотеть попробовать что-то новое. Хорошо, когда у сотрудника в компании есть возможность поработать на разных должностях, взять на себя ответственность за проект, при подстраховке куратора попытаться управлять небольшим коллективом. Еще лучше, если у сотрудника есть возможность вернуться, когда он принял решение попробовать сменить сферу деятельности, но потом передумал.

Читайте также:   Имидж работодателя. Невидимые агенты влияния

Ничего не сказано о возрасте с 29 до 34 лет. Возраст с 35 до 42 лет — это время возможностей для осознанного построения карьеры. Данную фазу можно назвать началом сознательного руководства. К этому времени у человека уже накоплен определенный жизненный опыт, и если это человек рефлексирующий, понимающий причинно-следственные связи между своими желаниями, действиями и результатами, то этот период может быть очень удачным в плане построения карьеры.

Биографический анализ может быть индивидуальным (один на один с консультантом) или в режиме семинара. Биографический семинар проводится в небольшой группе, где каждый человек коротко рассказывает свою биографию, отвечая на конкретные вопросы по семилетним периодам. Это дает человеку возможность увидеть всю панораму прожитой жизни и свой индивидуальный путь. Помимо этого в ходе работы участники знакомятся с общими закономерностями человеческой биографии. Нередко именно знание этих закономерностей помогает понять то, что происходит с тобой и окружающими тебя людьми. Благодаря работе в группе открывается возможность осознать свою судьбу через судьбы других людей, и наоборот. Упражнения, используемые в работе, позволяют увидеть себя с непривычной стороны, понять свои качества и способности. Из актеров, играющих определенные жизненные роли, мы можем превратиться в зрителей и даже в режиссеров собственной жизни.

О. Журкевич: Большая часть наших клиентов попадает во второй возрастной период — с 21 до 42 лет. Правильнее сказать, что это была основная часть нашей клиентской базы до недавнего времени. Компании «Апрайт» уже 14-й год, поэтому многие из наших постоянных партнеров и клиентов уже находятся в другом возрастном периоде.

Второй период, на мой взгляд, наиболее важен для любого человека. Первая его часть проходит под девизом: «Юность прошла, пришла пора бороться и достигать своих целей». В это время человек находится на вершине работоспособности, готов выполнять сложную и масштабную работу. Затем начинается период, когда возникает желание начать что-то принципиально новое, а после этого наступает середина человеческой жизни, когда мы начинаем отдавать миру.

Если предыдущие семилетия — это «большой вдох», то после 35 лет начинается «большой выдох». В плане корпоративного обучения и построения карьеры это период глобальных и рискованных проектов. В это время возникает ощущение, что ты способен реализовать все то, что тебе предначертано, поэтому люди активно учатся, причем максимальный интерес у них вызывают именно тренинги, на которых есть возможность получить новые знания и тут же их отработать. Что касается профессиональных способностей и навыков в этот период, то здесь, как правило, все более или менее понятно: есть задача, умеешь — решаешь, не умеешь — учишься и решаешь.

Гораздо сложнее обстоят дела с личностным развитием, которое является лейтмотивом этого периода. Для него мы через партнеров нашей компании, тренеров и консультантов предлагаем программы, которые затрагивают больше личные процессы, например биографический семинар , который ведет Дина Ушакова. Участники под руководством Дины анализируют свою жизнь по семилетним циклам. Это происходит с помощью специально разработанных вопросов, рисования и обсуждения своих мыслей и рисунков с другими участниками. Итогом такого семинара становится план действий по развитию своего внутреннего потенциала на ближайшее семилетие плюс осознание своих внутренних ресурсов для достижения целей (личных, профессиональных).

Сегодня, когда отношения работника и работодателя выходят на новый партнерский уровень, более глубокая персональная работа заключается в осознанном построении карьеры. Проанализировав с помощью биографического метода свой жизненный путь, мы можем понять, чего мы уже достигли, а что еще осталось нереализованным. Какой способ достижения наших целей мы используем, какие еще не пробовали, существуют ли более быстрые и легкие пути, какие качества мы приобрели, а какие хотели, но не успели, что для нас по-настоящему важно — все это мы можем открыть для себя. Кроме того, мы можем узнать, какие условия, какая компания, какой стиль руководства, какое окружение будут удачными для нас, позволят нам результативно работать и быть счастливыми. Даже если в процессе консультации стороны понимают, что условия компании или компетенции сотрудника не совпадают с желаемыми, все равно на этой основе можно выстроить честные и прозрачные договоренности и отношения. Таким образом, мы начнем осознанно работать над своей карьерой, отчего в выигрыше будем и мы сами, и компания.