Рынок труда в текущих реалиях

 

Екатерина Сподина, руководитель Апрайт-Аналитика, дала эксклюзивное интервью журналу «Управление персоналом«.

 

С главным редактором журнала, Александром Гончаровым, обудили как меняются зарплаты у различных категорий специалистов, кто может рассчитывать на повышение, а кого ждут непростые времена. Спасёт ли ситуацию высвобождение кадров с иностранных компаний и на что стоит рассчитывать работодателям.

 

Очень сильно выросли и будут продолжать расти зарплаты у инженерных специальностей, близких к IT– микроэлектроника, электроника, инженеры-проектировщики. По рабочим высокой квалификации тоже наблюдается рост, особенно у специалистов, которые обслуживают станки с ЧПУ – операторы, наладчики. Зарплата там доходит до 80-100 тысяч рублей, и таких рабочих бывает довольно непросто найти. Все, что касается финансовых служб, практически стоит на месте, каждый отчетный период увеличиваясь лишь на 5-7%. Что касается службы персонала, то всплеск запросов на специалистов по подбору и рост их зарплаты наблюдается буквально в последние полгода-год. И это объяснимо: чем больше дефицит кадров, тем более востребованы люди,которые этот персонал привлекают.

 

Есть большой дефицит квалифицированных управленцев, но он скрытый, а не явный: с одной стороны, его нет, а с другой – очень мало управленцев новой формации. Многие из них получали свой опыт на предприятиях госсектора, где система менеджмента достаточно ригидная и в секторах реальной экономики это скорее приспособленцы, чем управленцы.

 

«Сколько‎: людей, по вашему мнению, останется без работы в России в связи с закрытием иностранных компаний?»

 

Читайте также:   Люди — это энергия! О чем говорили на HR-саммите в Тюмени

Мы входим в Ассоциацию Рекрутинговых агентств Урала, обсуждали с коллегами эту ситуацию. Даже когда предлагаешь кандидатам, которые находятся в вынужденном простое, рассмотреть какую-то возможность, они говорят: нет, зачем? У кого-то зарплата сохранена полностью, у кого-то на 2/3, пока они никуда не идут, предложения не рассматривают и могут просуществовать в таком режиме 2-3 месяца. Через 2-3 месяца, когда компании окончательно определятся, что действительно уходят, на рынке труда может что-то произойти. При этом сейчас общая потребность в персонале – чуть меньше одного миллиона. Поэтому сколько бы их ни высвободилось – 200-300 тысяч – да, пополнится рынок низкоквалифицированного персонала (продавцы-кассиры и т. п.). 

 

Кассир в продуктовом магазине будет зарабатывать 20-25 тысяч без шансов на повышение зарплаты, это будет самая уязвимая категория персонала. Если говорить о квалифицированных специалистах, которые якобы должны высвободиться и пополнить рынок труда, то навряд ли приходится этого ожидать. Если персонал суперквалифицированный, то компания, уходя, забирает его с собой. Многие специалисты получили предложения по релокации. Если офис из России переводят куда-то за рубеж, то те люди, которые генерируют прибыль и обеспечивают основное производство, получают предложение уйти с компанией, переехать в новый офис в другую страну, и чаще всего люди принимают такие предложения.

 

Одно из самых страшных последствий всех этих миграций – это падение общего уровня знаний в стране. Этого стоит опасаться гораздо больше, чем краткосрочной безработицы. Мигрируют чаще всего не низкоквалифицированные, а высококвалифицированные кадры, те, у кого можно было учиться, на чьих кейсах можно было строить свои системы. Сейчас этот потенциал уходит из страны и если не возникнет благоприятных условий для его возвращения обратно, то в ближайшие два-три года нас ждет колоссальное техническое отставание.

Читайте также:   Идеальное резюме: топ-5 приемов, которые помогут найти работу мечты

С полным материалом статьи можно ознакомиться здесь

Поделиться:

Услуги